ПРИНЦИПЫ РЕЙТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

Являясь независимой структурой, находящейся вне рынка, рейтинговое агентство за определенную плату (нужно отметить, немалую) берет на себя ответственность оценить риски участников рынка.

Чем выше доверие к оценщику, тем, соответственно, успешнее при этом рейтинговый бизнес. Доверие, в свою очередь, определяется тем, насколько часто рейтинговое агентство ошибается.

Таким образом, при монополизированной рейтинговой деятельности беспроигрышный вариант ведения рейтингового бизнеса — присваивать заниженные рейтинги. Это гарантирует от претензий в любом случае: при неблагоприятном развитии событий на финансовом рынке добавляет «бонус экспертности», а если «дурной» прогноз не сбылся, можно сослаться на то, что низкий рейтинг не приговор, а только вероятностная оценка развития событий.

С появлением конкурирующего рейтингового агентства ситуация в корне меняется. В борьбе за клиента агентствам приходится «радовать заказчика», выставляя рейтинг повыше, но при этом исходить из реалий рынка, поскольку ошибка губительна для собственной репутации в профессиональном сообществе.

Именно поэтому законодательство ряда стран предписывает получать рейтинг не менее чем у двух рейтинговых агентств, а Базельским комитетом по банковскому надзору предложен перечень минимальных требований к рейтинговым агентствам.

По версии Базельского комитета, деятельность рейтинговых агентств должна базироваться на следующих принципах:

1. Объективность и достоверность

Методология присвоения рейтинга должна быть системной и верифицируемой на базе исторических данных. Рейтинги должны периодически пересматриваться и отвечать изменениям в финансовом состоянии заемщика. Методология оценки должна применяться не менее трех лет.

2. Независимость

Процедура присваивания рейтинговых оценок должна быть свободна от любого внешнего политического влияния или ограничений, экономического давления со стороны оцениваемых заведений.

3. Открытость и Международный доступ

 Для целей проверки индивидуальные оценки должны быть публично доступны. Агентства не обязаны оценивать фирмы более чем в одной стране, но их результаты должны быть доступны иностранным заинтересованным лицам на тех же условиях, что и для резидентов.

4. Ресурсы

Рейтинговое агентство должно иметь достаточные кадровые ресурсы:

 для осуществления полноценного анализа;

 для осуществления значимого постоянного контакта с высшим операционным менеджментом оцениваемого учреждения.

5. Признание

Рейтинговое агентство и его методика должны быть признаны профессиональным сообществом и регулирующими органами.

Также по теме:

ЧТО ТАКОЕ РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА?

РЕЙТИНГОВАЯ ШКАЛА

РОССИЙСКИЕ РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНСТВА

РЕЙТИНГ ФИНАНСОВОЙ НАДЕЖНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ 

Оставить комментарий